Янши тайцзицюань: главная страница

Что такое сила-цзинь в тайцзицюане?

Большое значение в освоении тайцзицюаня имеет правильное истолкование базовых понятий, к которым относится и цзинь. Сложность понимания наблюдается как в теоретической плоскости (переводе с китайского), так и в практической, и она одинаковая – при внешнем, формальном, сходстве имеется внутреннее или сущностное различие. Проблема перевода заключается в путанице синонимов 劲 (цзинь) и 力 (ли), в практическом освоении сложность вызывает соблазн добавить силы, глубоко сидящее в нашем сознании заблуждение, что движение – это всегда напряжение.

Чтобы лучше понять, что такое «цзинь» лучше вообще не думать, что это сила или усилие, иначе неизбежны скатывания к тому же «ли», на что сетовал еще Чэнь Яньлинь. Русскому понятию «сила» в полной мере соответствует слово 力 (ли), его прямое значение – сила, мощь в самом широком смысле, и используется оно во всех случаях, когда надо подчеркнуть сильное физическое воздействие, напряжение, действие, способность и т. д. Поэтому когда речь идет об использовании мускульной силы, вызванной напряжением мышц, во всех трактатах по тайцзицюаню используется именно этот иероглиф. Понятие «цзинь» (劲) в некоторых случаях тоже может переводиться как «сила, мощь», но применяется обычно для выражения степени какого-то качества, эмоции, энергии, что можно сравнить с тем, как в русском языке используется слово «сильный» для выражения превосходной степени качества в значении «очень», например, «сильное желание», «сильная любовь» и т. п., тем же словом выражают сущностную наполненность, например, «проживать жизнь впустую» по-китайски дословно будет как «жить без цзиня», или «работать с интересом» – «работать с цзинем» и т. д. Именно в таком ключе и следует понимать слово «цзинь» в трактатах о тайцзицюане, т. е. если говорится о люй-цзинь (捋劲), например, то это обозначает степень (силу) люй (сглаживания/проваливания) или наполнение какого-то движения или действия качеством люй.

Видов такого рода качеств мастера разных поколений называли много, чуть ли не каждую фазу поединка выделяя в отдельный цзинь, но в классике прочно закрепилось разделение на восемь основных, которые известны под общим названием «ба-фа» (восемь методов). Отдельно от них упоминается «линкун-цзинь» (цзинь сквозь воздух/пустоту). Не во всех стилях этот вид цзинь сохранился и не все мастера его признают, но для Янши тайцзицюань он является одной из характерных особенностей стиля.

С практической точки зрения все виды цзинь, характерные для тайцзицюаня реализуются почти одинаково, но проявляются на контакте по-разному в зависимости от ситуации, поэтому в традиции говорится: «вынес руку вперед, а на конце все восемь – что представил, то и будет». Это значит, что ты сам выходишь с одним настроем, а проявляет он себя любым из восьми методов (бафа). Отсюда следует вывод, что цзинь – это характерное проявление внутреннего гунфу, и от него полностью зависит эффективность тайцзицюаня, поэтому в классических тренировках тайцзицюань нет многочисленных ударов или резких движений – они не используются, а если быть более точными, то они мешают, если их применять по привычной для обычного человека схеме. Ши Мин по этому поводу неоднократно говорил своим ученикам: «в тайцзицюане руки не бьют», а Ван Юнцюань цзинь определял как сплав духа, внимания и ци. Те, кто не может избавиться от стереотипов относительно боевых искусств, так и не могут освоить технику тайцзи до конца.

По своему воздействию цзинь в тайцзицюане больше напоминает механику волны, в то время как «ли» действует посредством рычагов – в этом ключевое различие и особенность эффектов, которые показывают мастера тайцзицюань. Разные люди описывали это разными словами: одни сравнивали с погружением камня в воду, другие называли это расслаблением в расслаблении и т. д., но для тех, кто имел опыт ощущения его на себе, понимают о чем идет речь вне зависимости от формулировки. Попробую описать цзинь не путем образов, а, насколько это возможно сделать словесно, последовательно и детально.

Цзинь в тайцзицюане и методы его использования нарабатываются как в паре, так и в самостоятельной работе над комплексом. Для этого необходимо создать соответствующие условия: в первую очередь нужна расслабленность и проходимость, во-вторых выстроенность и центрированность, затем т. н. всплытие. Когда это присутствует, и в движениях не пропадает, тогда надо опустить ци в нижнее поле (даньтянь). Существует несколько способов, как это сделать – все они пригодны, если при этом действительно ци погружается в даньтянь. Далее необходимо руки и ноги сонастроить с центром, важно, чтобы взаимосвязь эта была не линейной, а «индуктивной» – напоминает взаимодействие в магнитном поле. Теперь возможно собирание и рассеивание энергии, а значит появляется т. н. «поле», как его называют некоторые мастера, в традиции это иногда называют водой, иногда духом или как-то еще образно. Это поле по ощущениям действительно напоминает воду, оно заряжается энергией, рассеивающейся в него в результате расслабления, и управляется вниманием, а возмущение его вызывает волны. Возмущение поля происходит в центре и передается в конечности, а при контакте – дальше, в пространство, вовлекая структуру напарника. При наработке цзинь в комплексе надо следить за тем, чтобы движения накладывались на порождаемую волну, не сопротивлялись и не мешали ей, а в парной работе важно создать условия, чтобы вовлечь напарника в это поле и дальше действовать в согласии с этой волной, в этом случае наше внимание лишь структурирует или поляризует силу, задавая направление – отсюда все эффекты цзинь. Когда центр напарника вовлечен и цзинь проявилась в каком-то направлении, вдогонку можно добавить физическое движение рук для завершения приема, если это необходимо, но чаще мастера показывают на контакте только первую часть поединка – во второй, если это не бой, нет необходимости.

Чтобы выйти на это все, надо в первую очередь добиваться осознанности в тренировках, стремясь очистить биомеханику от привычек работать грубой силой, а во-вторых, надо работать с внутренним вниманием, чтобы сделать его легким и подвижным, но при этом устойчивым, иначе некоторые виды цзинь (например люй или цзи) не получатся чисто или не получатся вообще.

Желаю всем удачи в практике!

Дмитрий Кребс


Много полезного и интересного материала о традиционном Янши тайцзицюань вы можете найти в нашей группе в Вконтакте. Заходите также к нам и на Facebook'е, подписывайтесь на нас в Instagram'е и смотрите наш канал на Youtube, мы будем стараться размещать новые материалы по мере их обработки.
Свои вопросы и пожелания пишите в группе (см. выше) или в личном сообщении инструктору Дмитрию Кребсу (ВК, Facebook) или звоните по телефону: +7 920 486 6542.


© Дмитрий Кребс, 2016–2018. Все права защищены