Янши тайцзицюань: главная страница

Отличие традиционного тайцзицюаня от спортивного

Чтобы сделать правильный выбор, в какой школе обучаться тайцзицюаню, необходимо в первую очередь уяснить отличие спортивного тайцзицюаня от традиционного, что в равной степени относится ко всем стилям и школам ушу. Самым простым объяснением было бы формальное обозначение, что спортивный тайцзицюань – это тот, которым занимаются спортсмены и который можно увидеть на соревнованиях, а традиционный – это тот, который передается в кругу т. н. «народных мастеров», чаще всего его можно увидеть в парках Китая или на фестивалях традиционного ушу или цигун. Почему же так важно проводить подобное различие, и почему на нем настаивают многие не только народные мастера, но и знатоки ушу из среды профессионального спорта?

Если брать во внимание только внешний рисунок движений, то особого отличия между спортивным ушу и традиционным на первый взгляд нет – принципиальная разница заключается в различном способе передачи гунфу, методе тренировок и теоретической базе, кроме того, спортивные школы и традиционные ставят перед собой различные задачи, и, как следствие, дают различный результат.

Спортивное ушу возникло вместе с появлением в Китае спортивных школ по образцу западных, чему предшествовала волна событий, сопровождавшихся национальным унижением, среди которых особую роль сыграли поражение во время восстания ихэтуаней, известное в западной исторической литературе как «боксерское восстание», и ряд международных соглашений, ставящих Китай в неравное положение с другими державами, после которых Китай, даже в глазах самих китайцев, выглядел отсталой страной. Европейцы не стеснялись насмехаться над китайской культурой, что усугублялось многочисленными показательными поединками с громилами из европейских стран, которые безжалостно побивали китайских ушуистов. Конечно бывали и случаи, когда китайские мастера боевых искусств убивали на ринге или помосте своих западных противников, но это случалось редко, да еще, китайца, убившего европейца, ожидало суровое наказание – более тридцати лет тюремного заключения, а то и казнь. Все больше молодых людей и интеллигентов Поднебесной стали обращать внимание на западные науки, технику, культуру, и в китайском обществе наметилась тенденция копировать все западное, отметая при этом свое традиционное как устаревшее; так, многие разочаровались в ушу как в боевой системе, не способной противостоять огнестрельному оружию. В Китае начали появляться школы «нового типа», западная форма одежды, кухня и т. д. Особенно активно прозападные преобразования стали продвигаться после Синьхайской революции. Как один из атрибутов западной цивилизации в Китае появился спорт со своими стандартами, в которые традиционное ушу никак не могло вписаться. Пересмотр отношения к ушу вылился в два противоположных друг другу взгляда на дальнейшее его развитие: 1) необходимо оставить ушу в традиционном виде, и заниматься им не только ради победы в бою – в ушу и кроме боевого немало ценного, как то внутренняя дисциплина, здоровье, самоконтроль и т. п.; 2) необходимо ушу подогнать под спортивные стандарты, убрав все «лишнее», и заниматься им как одним из видов спорта. Так появилось разделение на традиционное ушу и спортивное.

Сперва различия не были столь значительны, поскольку даже в спортивных учебных заведениях преподавали все те же народные мастера, многие из которых переквалифицировались в преподавателей физкультуры, но так было недолго. В новых учебных заведениях стояла простая задача: дать подготовку по различным дисциплинам за короткий срок (2–3 года), выдать диплом и направить выпускников преподавать дальше. Обучение шло по программе, рассчитанной на короткий срок и не предусматривавшей изучение цигун, нэйгун и прочих элементов «средневекового мракобесия» и «феодальных пережитков». Критериями успешного обучения были выбраны количественные и качественные параметры, поддающиеся измерению и счету, как и в других видах спорта. Кроме того, программа писалась так, чтобы занятия мог проводить любой тренер, прошедший подобные же курсы – почитание учителя утратило былое значение. Из тренинга ушла традиционная работа с вниманием и энергетическими центрами, человек стал рассматриваться как совокупность различных тканей и секреций, а стало быть и тренировать надо было исключительно выносливость, скорость и растяжку. Так постепенно, при внешнем сходстве, спортивное ушу все сильнее отдалялось от своего традиционного прототипа. Спортивный тайцзицюань возник как один из стилей или видов спортивного ушу, более медленный и мягкий, но так же с внешними задачами и критериями оценки, сложились чисто внешние нормативы для всех форм комплекса и для парной работы на туйшоу. Однако в спортивном ушу были и свои плюсы, например, лучше отработанная общая физическая подготовка, которая технически была эффективней, чем в традиционных школах, поскольку давала более быстрый результат, однако, в отношении тайцзицюаня это не столь значимое достоинство, поэтому в спортивных видах ушу большую популярность имеют внешние стили: они и больше подходят под спортивные нормы, и более зрелищны в исполнении, лучше сочетаются с западной моделью подготовки и тренировок; тайцзицюань же в спортивном ушу чаще рассматривается в качестве реабилитационной или лечебной гимнастики.

Итак, по мере развития в Китае спортивного ушу, традиционное, в том числе и тайцзицюань, постепенно переставало играть значение искусства для подготовки профессиональной охраны, все больше переходя на любительский уровень, превращаясь в хобби, но сохраняя все свои традиционные атрибуты: клановую структуру школ, значение мастера-учителя, различные внутренние практики, ритуалы, трактаты и т. д. В тайцзицюане сформировались различные школы, каждая из которых вела свою преемственность от конкретного мастера-учителя – чистоте линии передачи искусства придавалось особо важное значение. Эти школы отличались между собой набором внутренних и внешних техник, в зависимости от уровня гунфу мастера-учителя и от того, что именно было разрешено ему передавать другим. Сохранялось правило принимать на обучение только по рекомендации либо от кого-то из старших учеников, либо от человека, хорошо знакомого учителю, оставались запреты на обучение определенных категорий людей, которые частично продолжают сохраняться и по сей день.

В традиционном ушу, в отличие от спортивного, ценится не столько «правильность» внешнего рисунка или количественные показатели, сколько т. н. гунфу; в каждом стиле оно определяется по-своему, так, в тайцзицюане выработались следующие требования к движениям и парной работе: во-первых, большее значение имеет расслабленность и проходимость, чем амплитуда движений или высота стойки; во-вторых, на контакте важно, чтобы применялась сила цзинь, а не сила ли или масса тела; в-третьих, физическое движение следует за духом и вниманием, а потому работа с вниманием и духом первична – это принципиально иные подходы к реализации движения и управлению опорами, чем в спорте.

Тренировки в традиционном тайцзицюане отличаются сочетанием телесных движений и внутренних практик, работы с духом и внутренним вниманием. Критерии в этой области не количественные, а качественные, и для правильного определения их необходим опыт в рамках конкретной школы – те самые ощущения, которые получает ученик в процессе т. н. «кормления» – метода настройки ученика мастером-учителем для того, чтобы дать ученику на себе почувствовать проявление силы цзинь, ее особенности, тогда у ученика появляется опыт переживания того состояния, которое соответствует использованию цзинь. Это и есть так называемая «прямая передача» гунфу. По этой причине непрерывная линия преемственности одного поколения мастеров от другого в традиции просто необходима.

Изначальной задачей тайцзицюаня, еще до разделения его на спортивный и традиционный, была наработка такой боевой и тренировочной биомеханики, при которой внутренняя и изначальная ци не растрачивалась бы напрасно, а желательно еще и накапливалась бы, способствуя более эффективному процессу внутренней алхимии, что совсем не похоже на задачи, стоящие перед спортивными дисциплинами.

Таким образом хорошо видно, что при внешнем сходстве традиционный тайцзицюань и спортивный – это совершенно разные практики. Поэтому, желая изучать тайцзицюань, спросите себя, чего вы хотите от этого обучения, и убедитесь, что вы выбрали правильную школу.

Под конец необходимо отметить еще одну важную деталь: не смотря на все различия, четкая граница между спортивным ушу и традиционным в реальной жизни подчас размыта, особенно это касается тайцзицюаня и других внутренних стилей. Связано это с тем, что спортивное ушу более доступно, и, заинтересовавшись, проще найти спортивную секцию, чем хорошего мастера-учителя, а со временем, если человек занимается серьезно, появляется потребность углубиться в предмет, и тут уже начинается поиск мастеров. Я знаю многих таких адептов традиционного тайцзицюаня, которые начинали со спортивного ушу.

Желаю всем удачи в практике!

Дмитрий Кребс


Много полезного и интересного материала о традиционном Янши тайцзицюань вы можете найти в нашей группе в Вконтакте. Заходите также к нам и на Facebook'е, подписывайтесь на нас в Instagram'е и смотрите наш канал на Youtube, мы будем стараться размещать новые материалы по мере их обработки.
Свои вопросы и пожелания пишите в группе (см. выше) или в личном сообщении инструктору Дмитрию Кребсу (ВК, Facebook) или звоните по телефону: +7 920 486 6542.


© Дмитрий Кребс, 2016–2018. Все права защищены